Первые шаги в храме

Что такое храм? «Дом Мой домом молитвы наречется», повторяет Христос библейские слова, входя в Иерусалимский храм. Но говорит Он также и нечто, что стало соблазном для ушей ветхозаветных иудеев: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». «Он говорил о  храме  тела Своего», — поясняет евангелист Иоанн эти слова Спасителя. Итак, Сам Бог, Которого «не вмещают Небо и Земля» желает стать храмом для человека. Недаром царь Соломон, построив первый Иерусалимский храм, воскликнул: «Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему».

Видимый храм – лишь напоминание человеку о Боге, лишь связующий образ, призванный помочь человеку приблизится к Нему. Святым храм делают не стены и не купола, и даже не собранные в нем святыни и иконы, а происходящее в нем: прежде всего Литургия и Евхаристия как воспоминание о Жертве Христа, приобщающее к ней всех, кто собирается в храме.

Значит, храм – это, прежде всего, место единения людей вокруг Христа. Место, в котором снова и снова должна осуществляться Церковь (греч. экклесия – собрание, единство). Смысл храма – быть местом для этого собрания, общения и единства. Поэтому, когда этому единству и общению приходит конец, Бог не жалеет и стены. Так был разрушен первый и второй Иерусалимские храмы. Так не раз и не два разрушались храмы в христианской истории. Бог как бы говорит этим – имейте главное, приложится и все остальное. Пока будет среди вас жив Дух — будут и стены. А если потеряете Дух, не устоят и стены.

Самарянке у колодца Спаситель отвечает, что не в Иерусалиме и не в Самарии, а на всяком месте будут отныне поклоняться Отцу «в духе и истине». А апостол Павел заключает: ибо «тела ваши суть храм живущего в вас Духа». Итак, сам человек призван стать жилищем и вместилищем Духа. Потому первые христиане, для которых ощущение того, что Христос посреди них было слишком живо не строили храмов. А первые храмы, которые христиане начинали строить, они строили в виде базилик – светских зданий, подчеркивая этим свое отличие от язычников, и главную цель своих встреч – собрание друзей, сестер и братьев во Христе.

Лишь позднее, когда церковь, заключив союз с империей, приняла в себя и все население империи, стали появляться храмы, как мы их знаем сегодня, более привычные для бывших язычников. И все же главное в христианстве осталось неизменным: храм – лишь образ «иного мира», образ предстоящего Богу человека, который сам призван стать храмом. Однокупольные храмы древней Руси с большими окнами – словно вросшие в землю богатыри — образ человека, исполненного Духом. «Суббота для человека, а не человек для субботы» — эти слова Христа поясняют христианское понимание храма: не человек существует для храма, а храм существует для того, что бы помочь человеку приблизиться к Богу.

Отсюда главное, что должен помнить человек, открывая дверь храма – настроить свою душу на волну присутствия Бога. Как главное место в человеческом теле – сердце, так главное место в храме – Престол. Как главное время человеческой жизни – время его высшего духовного свершения, так главное время в храме – время Литургии и Евхаристии. Люди, пришедшие в видимый храм, в общей молитве призваны обретать единство и общность невидимой Церкви. Входя в храм человек должен помнить, что главное свершается в его собственном сердце. Все его «поведение в храме» должно быть направлено на концентрацию внимания на его собственной готовности к духовной жертве во имя Бога и ближнего. «Церковь не в бревнах, а в ребрах», — гласит русская пословица.

В первозданном раю не было храма. Храмом был весь сотворенный Богом мир, священнослужителем которого призван был стать человек. И в конце истории храма также не будет. Иоанн Богослов, описывая в Откровении Небесный Иерусалим, говорит: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец».

В сущности, цель жизни христианина в том, чтобы весь мир вокруг него стал храмом и Церковью. Какой бы шаг ни делал человек в жизни, каким бы делом ни был занят, это дело должно стать «возделыванием сада» и «строительством храма», шагом в сторону Бога и ближнего. Привести свое сердце и сердце ближнего к невидимому Богу – вот настоящее дело человека. Напомнить ему об этом и призван видимый храм.