Стили храмовой архитектуры от классицизма до современности

В настоящей статье мы расскажем о храмовой архитектуре в стилях классицизм, ампир, эклектика, и модерн, а также рассмотрим современный храм.

Начнем с классицизма…  

Собор Троицы Живоначальной в Александро-Невской лавре, Санкт-Петербург 1790 г.

       Во второй половине XVIII века появляются храмы в стиле классицизм, за образец которых берётся, как правило, античность. Возникновение нового архитектурного стиля в России историки связывают с тем, что роскошь и дороговизна барокко не могли более формировать государственный стиль растущей империи. Первым этапом классицизма в русской архитектуре становится екатерининский классицизм.

Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге 1811 г.

      В качестве регионального стиля русского искусства начала XIX века искусствоведы выделяют следующий за екатерининским классицизмом, так называемый, александровский классицизм, который проявился главным образом в храмовой архитектуре Петербурга до начала Отечественной войны 1812 года. Многие историки архитектуры называют этот неповторимый стиль либо просто русским классицизмом, либо «высоким классицизмом».

 Теперь поговорим об ампире…

Собор Троицы Живоначальной (Измайловский) 1835г.

       Архитектура в стиле ампир как бы завершает эволюцию классицизма – ампир был популярен в период  трёх первых десятилетий XIX века. Для архитектуры этого стиля характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы), посредством многочисленных атрибутов и символов ампир утверждает идею императорского величия – неслучайно само слово «ампир» образовано от французского слова «империя». Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К.Росси.

      Познакомимся с эклектикой и ее подстилями: русско-византийским, псевдовизантийским, кирпичным и псевдорусским стилями.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери в Свято-Боголюбском женском монастыре, Владимирская область 1866 г.

      Типичными чертами русско-византийского стиля, отличающими его от классицизма, считаются: исчезновение портиков и других классических форм с фасадов, нарочитая массивность и весомость архитектурных форм, употребление характерных для византийского, а также русского зодчества допетровского времени архитектурных элементов, таких как полуциркульные арки и арочные проемы, килевидные закомары, ступенчатые порталы входов, массивные колонны и пилястры.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге 1912 г.

       В конце XIX — начале XX веков в храмовой архитектуре России распространяется так называемый псевдовизантийский стиль, являющийся повторением зодчества древней Византии. У таких храмов, как правило, купола имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Малые купола, характерные для псевдовизантийского стиля, в византийской архитектуре называются конхами.

Спасо-Преображенский собор в Коврове, Владимирская область 1884 г.

       Одним из направлений в архитектуре конца XIX века становится возникший под влиянием фабричной архитектуры кирпичный стиль. Отличительной чертой кирпичного стиля является замена лепных украшений и штукатурки декором из кирпича. Сама кирпичная кладка выполняет декоративное значение – выкладывается она из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, терракотовых вставок, нередко используется природный камень.

Церковь Троицы Живоначальной во Владимире (жители Владимира называют ее Красная церковь) 1913 г.

       Псевдорусский стиль – это совокупность ряда течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX века. Главное отличие псевдорусских  храмов – их тяжеловесность, механистичность и сухость, что абсолютно не свойственно русской архитектуре.

       Теперь рассмотрим храмовую архитектуру в подстиле модерна – в так называемом неорусском стиле…

Собор Михаила Архангела в Ломоносове 1914 г.

       Неорусский стиль получает развитие в начале XX века. Образовался он благодаря тому, что в поисках монументальной простоты архитекторы стали обращаться к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях в неорусском стиле лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна.

      И, наконец, посмотрим, какой он – наш современный православный храм…

Церковь Тихона Луховского в Волгореченске 1999 г.

       В настоящее время нельзя выделить одно преобладающее архитектурное направление, поэтому невозможно однозначно предложить конкретный архитектурный стиль, уместный для проектирования современных храмов. В храмовом православном зодчестве идет творческий поиск нового направления, соответствующего представлениям об архитектуре XXI века. Как правило, общие объемно-пространственные решения современных построек укладываются в известные традиционные схемы, но наблюдаются попытки выйти за рамки привычных представлений о культовой архитектуре.

       Этой статьей мы завершили рассказ о храмовой архитектуре. В следующем материале мы рассмотрим храм изнутри.