История возникновения храма. Прообраз наших храмов.

Слово Храм образовано от слова «храмина», что означает «здание», но мы понимаем, что это не простое здание, а то, в котором Бог присутствует особенным образом, поэтому храм еще называют Церковью, что с греческого переводится как «Дом Божий». Общество верующих, собирающихся в храме, также называют Церковью.

Обратившись к историческим источникам, мы узнаем, что до Моисея евреи совершали богослужение на жертвеннике, на котором приносили жертвы. Жертвенник строился из земли и камня под открытым небом в тех местах, где Бог являлся человеку или являл ему благодеяние. Также жертвенники устраивали в горах и рощах – местах, располагающих человека к молитве.

Позже, в ветхозаветное время, еще за 1495 лет до Рождества Христова, Моисеем была устроена скиния. Скиния была похожа на современную палатку, какую туристы берут с собой в поход. Состояла скиния из трех частей: двора, святилища и Святого Святых. Двор был обнесен натянутыми на столбы покрывалами. Вход во двор был с Востока. Внутри двора напротив входа в святилище находился сделанный из акации и обложенный медью жертвенник четырёхугольной формы, впереди жертвенника, почти перед самой завесой святилища, помещалась украшенная зеркалами медная умывальница, из которой священники и первосвященник омывали руки и ноги перед входом в святилище. В святилище могли входить только священники. Делали они это обычно утром и вечером.

В святилище было три священных предмета. Слева от входа располагался золотой светильник в форме дерева с семью ветвями, на концах шести ветвей, отходящих в обе стороны от прямого ствола, были закреплены чашечки с маслом для горения. Справа от входа располагалась трапеза (сделанный из акации и обложенный золотом стол), на котором в два ряда лежали двенадцать хлебов предложения. Хлеб предложения – это хлеб, сделанный из муки тонкого помола, служивший образом того духовного хлеба, который преподал людям Господь и о котором Он сказал: «Я есмь хлеб  жизни» (Иоан.6:35). Каждую субботу священники забирали хлеба предложения и возлагали на их место новые. Перед завесой, отделявшей святилище от Святого Святых, располагался сделанный из акации и обложенный золотом алтарь кадильный, служивший священникам столом для воскурения фимиама. Фимиам – с греческого переводится как «жгу», «курю», представляем собой вещества, сжигаемые при богослужениях.

В Святая Святых мог входить только первосвященник раз в год – в праздник очищения, когда он кропил очистилище (золотую крышку Ковчега Завета, к которой были прикреплены два золотых херувима) жертвенной кровью. Находившийся в Святая Святых Ковчег Завета представлял собой небольшой ящик, сделанный из акации и обитый снаружи и изнутри золотом. В Ковчеге хранились три священных предмета: скрижали, или каменные доски, на которых были записаны Десять заповедей, золотой сосуд с манной и чудесный жезл Ааронов.  

Со времен Соломона евреи начали служить Богу в храме. По устройству храм Соломона был похож на скинию Моисея, но имел свои особенности. Он был больше скинии в два раза, двор его был огорожен зданиями в три этажа. Во дворе храма Соломона находилось так называемое Медное море, представлявшее собой стоящий на двенадцати медных волах огромный сосуд, походивший на шестилиственную лилию.  В Медное море вмещалось более двухсот бочек воды, перед входом в святилище священники омывали из него ноги и руки. Вокруг сосуда было поставлено десять умывальниц для омовения жертв. Кроме этого, во дворе Соломонова храма было и царское место – медный амвон (в переводе с греческого амвон — возвышение).

Особенностью святилища храма Соломона было то, что в нем стояло десять светильников (по пять с разных сторон) и десять также расположенных трапез. К святилищу примыкал притвор, во время службы на нем размещались певцы. В Святая Святых все было так же, как и в скинии.

Скиния Моисея и храм Соломона послужили прообразом наших храмов.

О храмах, начиная с апостольских времен и заканчивая нашим временем, читайте в следующей статье из цикла «Храм православный» — «Христианские храмы».