Любой православный храм всегда разделяется на три части: святой алтарь, собственно храм и притвор. Разделение на три части неслучайно и означает три разряда верующих: святые, крещеные, оглашенные, т.е. готовящиеся принять православие.
Входя в церковь, верующие попадают в притвор (место, близкое к затвору, к дверям), или по-другому, трапезную (раньше здесь после литургии устраивалась трапеза – «вечеря»).
Далее следует соответствующая ветхозаветному святилищу средняя часть храма, или собственно сам храм. В дохристианские времена в эту часть храма вход для всех, кроме священников, был запрещен. В православном же храме могут стоять все верующие христиане.
Восточная, передняя часть храма предназначена для священнослужителей и называется алтарь, что с латинского переводится как «возвышенный жертвенник». Алтарь находится на возвышении и отделен от прочих частей храма иконостасом. Частями алтаря являются святой престол, жертвенник и горнее место.
Уделим особое внимание престолу…
Престол – это самая святая часть алтаря. Находится он посередине алтаря.
Престол соединяет в себе два основных представления – о смерти Иисуса Христа (престол знаменует собой Гроб Господа) и царственной славе Вседержителя (считается, что на престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь). Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
Престол представляет собой четырехугольный стол высотой около метра: столешница на деревянных столпах. Престол всегда бывает четырехугольным, тем самым символизирует четыре свойства личности Христа (Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира и совершенный человек); указывает на то, что христианство для людей всех четырех сторон света (востока, запада, севера и юга), а также соответствует четырем таинственным существам, которых видел святой Иоанн Вседержитель в Храме небесном (тельцу – жертвенному животному, льву – символу царской власти, человеку – символу человеческой природы и орлу – символу вышней природы). Скрепляется престол четырьмя гвоздями – символами тех гвоздей, которыми был распят Иисус, омывается освященной водой, красным вином с розовой водой, помазуется миром. Углы столешницы в местах соприкосновения со столпами заливаются смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ и ладана.
Престол облачается в нижнюю катасарку – ближайшую к телу одежду, символизирующую плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя. Затем престол опоясывается вервием длиной около 40 метров, символизирующим путы, которыми был связан Спаситель, когда вели Его на суд, и одновременно Божественную силу. После престол облачается в верхнюю одежду — индитию, означающую одеяние царственной славы восставшего Христа.
На престоле располагаются антиминс, святой крест и Евангелие, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.
Антиминс – священный предмет (шелковый или полотняный плат с изображением положения во Гроб Христа Спасителя, Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов – тельцом, львом, человеком, орлом и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он был освящен, а также подписью самого епископа), который используется для совершения на нем литургии. Антиминс сам является престолом. Например, если вдруг во время литургии загорится храм, священник обязан вынести Святые Дары (хлеб и вино) и антиминс, развернуть антиминс в любом удобном месте и завершить на нем литургию. На антиминсе лежит губка для собирания частиц Святых Даров.
Крест и Евангелие на престоле символизируют Самого Иисуса Христа, используются они во время таинств. Евангелие всегда лежит в центре престола, его обложка с давних времен украшается драгоценностями. Напрестольным крестом при отпуске литургии осеняются, а на торжественных молебнах к нему прикладываются верующие, также крестом освящается вода на Богоявление.
Дарохранительница – это священный ковчег (в виде церкви или горы с пещерою), в котором хранятся Святые Дары для причащения больных и совершения Великим постом преждеосвященной литургии.
Дароносица – это небольшой ковчег (в виде часовни с крестом наверху), в котором священник приносит Святые Дары в дома верующих для причащения больных. Носят священники дароносицу на груди.
Мирохранительница – сосуд, в котором хранится святое миро (масло) для помазания им новокрещенных.
Обычно на престоле еще располагаются под крестом плат для отирания губ священника и края святой чаши после причастия.
Стоит отметить, что в больших храмах над некоторыми престолами устраивается киворий, символизирующий небо, область небесного бытия, в то время как престол означает земную область бытия. Внутри кивория из его середины часто спускается голубь – символ Святого Духа. Кивории довольно редки, поэтому для покрытия престола существует покров.
Престол может иметь от одной до трех ступеней, символизирующих ступени духовного совершенства. За престолом стоит семисвечник (подсвечник с семью лампадами), являющийся символом семи духов Божиих, явленных Иоанну Богослову, семь таинств Церкви, свет Даров Святого Духа. За семисвечником стоит запрестольный крест.
В следующей статье мы расскажем, что такое горнее место и жертвенник в алтаре православного храма.