Речь пойдет о нарышкинском стиле, барокко и псевдоготике…
Нарышкинский стиль в архитектуре искусствоведы подразделяют на строгановский, тотемский, устюжский, уральский и сибирский стили.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Устюжне 1694 г
Строгановский стиль (конец XVII – начало XVIII) был свойственен постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова. Храм в строгановском стиле сохраняет традиционный пятиглавый силуэт, на который наносится пышный барочный декор.

Троицкая Зеленская церковь на Сухоне 1788 г
В небольшом городе вологодской области Тотьма и в архитектурных постройках русского севера (в XVIII веке существовал Тотемский уезд, включавший в себя части нынешних Вологодской и Костромской областей) воплотилось барокко, известное нам по архитектурным сооружениям Петербурга. Храмовая архитектура города Тотьма была настолько оригинальна: отличалась она подчеркнутым своеобразием, навеянным дальними морскими путешествиями тотемских купцов – заказчиков храмов (храмы на берегах Сухоны заметно напоминают корабли), что даже был создан термин «тотемское барокко», или тотемский стиль. Сегодня большая часть храмов в тотемском стиле разрушена или стоит в полном запустении.

Вознесения в Великом Устюге 1648 г
Что касается устюжского стиля, то период расцвета культового каменного зодчества Великого Устюга продолжался примерно с середины XVII вкае и до середины XVIII века. В середине XVII века были заложены основы каменного зодчества. Именно к тому периоду относятся наиболее ранние из сохранившихся монументальных сооружений Устюжья. Основной особенностью устюжской архитектурной школы является смешение трапезного и нарышкинского стилей с местными художественными приемами. В XVII веке был распространен кубический пятиглавый храм с приделами, колокольней и обходной галереей, а в XVIII веке его сменил новый тип здания с четко выраженной продольной осью, с развитой трапезной и с ярусным завершением главного четверика.
Архитектура Урала получила широкое развитие в XVIII-XIX веках, и связано это, прежде всего, с эпохой царствования Петра Великого, который хотел преобразовать всю российскую империю. Характерной чертой храмовой архитектуры Урала является пятиглавие на ярусной основе. Градостроительство шло в основном в стиле барокко и классицизма, между тем именно на Урале в городах часто строились сооружения в духе древнерусской традиционной архитектуры – этим и интересна архитектура Урала.
В Сибири особый колорит под влиянием местных природно-климатических, социально-экономических и других особенностей развития региона приобрел стиль модерн, а также были выработаны собственные стилистические приемы под влиянием местной профессиональной и народной архитектуры. Сформировались собственные сибирские школы модерна (тюменская, томская, омская и т.д.), оставившие след в сохранившихся памятниках архитектуры.
Барокко также как и нарышкинский стиль, имеет свои подстили: елизаветинское, аннинское, петровское, галицынское и екатерининское барокко.

Никольский морской собор в Санкт-Петербурге 1762 г
Крупнейшим представителем елизаветинского барокко был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». Елизаветинское барокко удержало традиционные элементы русской храмовой архитектуры: крестово-купольную схему, луковичные или грушевидные пятиглавия. Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи.

Церковь Святого Великомученика Пантелеймона в Соляном переулке, Санкт-Петербург 1739
Аннинское барокко по сути своей мало отделимо от Елизаветинского, разница только в том, что этот стиль принадлежит эпохе Анны Иоанновны.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге 1733г
Петровское барокко – так историки называют архитектурный стиль, одобренный Петром I. Петровское барокко, в отличие от нарышкинского, царствовавшего в то же время в Москве, представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями и широко использовалось для проектирования зданий в Санкт-Петербурге. Ограниченный условными временными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, плоскостная трактовка фасадов, чёткость членений и сдержанность убранства.
Отличие голицынских построек от петровского барокко состояло в том, что они ориентировались не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы (которые, в свою очередь, следовали итальянским прототипам). Поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России и не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге 1783 г
После восшествия на престол Екатерины II в 1762 г. ситуация в русской архитектуре начинает быстро меняться. Пышное елизаветинское барокко казалось уже совсем не современным, его главные зодчие были отправлены в отставку. В период между царствованием Екатерины и всплеском французского классицизма место имело так называемое екатерининское барокко.
О псевдоготике…

Церковь Петра и Павла в Шуваловском парке 1846г
Русская готика, или псевдоготика представляет собой предромантическое направление в русской архитектуре екатерининской эпохи. Считается, что псевдоготический стиль изобрел В. И. Баженов при строительстве Царицынского дворца. Основана псевдоготика на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко с гротескными, нередко насыщенными масонской символикой, привнесениями работавших в этом стиле архитекторов. Яркая черта русской готики – это широкое использование красного кирпича с белокаменными деталями.
В следующей статье читайте о храмовой архитектуре от классицизма до современности.