Архитектура православного храма. Стили храмовой архитектуры до середины XVII века

Поговорим о древнерусском стиле…

     Русь приняла религию от Византии, а следовательно, переняла у нее и храмовую архитектуру. Так как на Руси отсутствовала традиция каменного строительства, образцом для русских храмов стала не сложная византийская столичная система купольной базилики, а четырех или шестистолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма.

     Самый ранний, так называемый древнерусский стиль храмовой архитектуры, можно разделить еще на четыре стиля: псковско-новгородский, владимиро-суздальский, киевско-черниговский, смоленско-полоцкий.

Церковь Петра и Павла на Славне 1367 г

 Храмы, построенные в псковско-новгородском стиле, имеют кубовидную форму, трехлопастное завершение фасадов, бывают они одноглавыми или пятиглавыми, купола имеют луковичную или шлемовидную форму, барабаны украшены рядами арочек или треугольничков.

Собор Дмитрия Солунского во Владимире 1191 г

Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. В самых древних из них окна были узкие и  напоминали щели бойниц. Древние владимиро-суздальские храмы отличались скромным декором: горизонтальная полочка-отлив посередине стен и арочный поясок на апсидах. Начиная с XII века, храмы стали украшать белокаменной резьбой, например, изображая фольклорные сюжеты.

Успенский собор Киево-Печерской лавры 1073 г

Что касается киевско-черниговского стиля, здесь можно рассмотреть соборный и башнеобразный жанры. Для соборных жанров характерны величавая образность и многосложная символика, круговые галереи и многонефность, равномерный ритм фасадных членений и закомар (сводов). Башнеобразный жанр представлен небольшими четырехстолпными сооружениями без круговых галерей, без фасадных башен, как правило, одноглавыми, имеющими сложные пучковые членения. С XII века фасады скромно украшаются аркатурными поясами, многоуступчатыми порталами и нишами.

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу 1207 г

 Говоря о смоленско-полоцком стиле, отметим, что в середине XII века в Смоленске становится популярным кирпичное строительство. Особенностью смоленской архитектуры считается широкое применение галерей и притворов. Храмы в смоленско-полоцком стиле встречаются в разных городах, даже в Новгороде Великом.

     Далее речь пойдет о раннемосковском стиле, годуновском стиле и стиле узорочье в русской храмовой архитектуре.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры 1422 г

В раннемосковском стиле построено большинство храмов XVI века, но стоит отметить, что при этом все-таки сохранялось своеобразие местных региональных школ.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме 1652 г

  В период «годуновского зодчества» (конец XVI-начало XVII века) происходила канонизация на европейский манер сложившихся к тому времени русских строительных приемов: воспроизводились традиционные композиции, в которых подчеркивались симметрия, компактность плана, строгое пропорционирование. Использовались заимствованные у итальянцев ордерные элементы, полуциркульные арки, пилястры с коринфскими капителями, классические профили карнизов. Уменьшилась вариативность построек и их внешнее разнообразие – появилось единство стиля. И все это имело общерусский характер.

Церковь Воскресения на Дебре 1652 г

 Московское, или русское узорочье – это архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси. Для этого стиля характерны затейливые формы, обилие декора, сложность композиции и живописностью силуэта. Типичные каменные строения периода Узорочье – это бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Для архитектуры этого стиля характерны шатровое покрытие, ползучее крыльцо, гирьки, резные наличники окон, многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки, изразцы. Интерьер богат цветным растительным орнаментом стен и сводов.

      В следующей статье речь пойдет о русской храмовой архитектуре с середины XVII до середины XVIII века.