Поговорим о древнерусском стиле…
Русь приняла религию от Византии, а следовательно, переняла у нее и храмовую архитектуру. Так как на Руси отсутствовала традиция каменного строительства, образцом для русских храмов стала не сложная византийская столичная система купольной базилики, а четырех или шестистолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма.
Самый ранний, так называемый древнерусский стиль храмовой архитектуры, можно разделить еще на четыре стиля: псковско-новгородский, владимиро-суздальский, киевско-черниговский, смоленско-полоцкий.
Храмы, построенные в псковско-новгородском стиле, имеют кубовидную форму, трехлопастное завершение фасадов, бывают они одноглавыми или пятиглавыми, купола имеют луковичную или шлемовидную форму, барабаны украшены рядами арочек или треугольничков.
Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. В самых древних из них окна были узкие и напоминали щели бойниц. Древние владимиро-суздальские храмы отличались скромным декором: горизонтальная полочка-отлив посередине стен и арочный поясок на апсидах. Начиная с XII века, храмы стали украшать белокаменной резьбой, например, изображая фольклорные сюжеты.
Что касается киевско-черниговского стиля, здесь можно рассмотреть соборный и башнеобразный жанры. Для соборных жанров характерны величавая образность и многосложная символика, круговые галереи и многонефность, равномерный ритм фасадных членений и закомар (сводов). Башнеобразный жанр представлен небольшими четырехстолпными сооружениями без круговых галерей, без фасадных башен, как правило, одноглавыми, имеющими сложные пучковые членения. С XII века фасады скромно украшаются аркатурными поясами, многоуступчатыми порталами и нишами.
Говоря о смоленско-полоцком стиле, отметим, что в середине XII века в Смоленске становится популярным кирпичное строительство. Особенностью смоленской архитектуры считается широкое применение галерей и притворов. Храмы в смоленско-полоцком стиле встречаются в разных городах, даже в Новгороде Великом.
Далее речь пойдет о раннемосковском стиле, годуновском стиле и стиле узорочье в русской храмовой архитектуре.
В раннемосковском стиле построено большинство храмов XVI века, но стоит отметить, что при этом все-таки сохранялось своеобразие местных региональных школ.
В период «годуновского зодчества» (конец XVI-начало XVII века) происходила канонизация на европейский манер сложившихся к тому времени русских строительных приемов: воспроизводились традиционные композиции, в которых подчеркивались симметрия, компактность плана, строгое пропорционирование. Использовались заимствованные у итальянцев ордерные элементы, полуциркульные арки, пилястры с коринфскими капителями, классические профили карнизов. Уменьшилась вариативность построек и их внешнее разнообразие – появилось единство стиля. И все это имело общерусский характер.
Московское, или русское узорочье – это архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси. Для этого стиля характерны затейливые формы, обилие декора, сложность композиции и живописностью силуэта. Типичные каменные строения периода Узорочье – это бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Для архитектуры этого стиля характерны шатровое покрытие, ползучее крыльцо, гирьки, резные наличники окон, многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки, изразцы. Интерьер богат цветным растительным орнаментом стен и сводов.
В следующей статье речь пойдет о русской храмовой архитектуре с середины XVII до середины XVIII века.