Школа не будет приобщать ребенка к религиозной практике

31 августа 2012 г.

Основы православной культуры, основы культур других традиционных религий России, мировых религиозных культур или светской этики в наступающем новом учебном году должны изучать все четвероклассники России. О подготовке учителей и учебников, о сложностях с выбором религиозных модулей, о заявленных предпочтениях россиян и перспективах введения в школах Закона Божия в интервью журналистке РИА Новости Ольге Липич рассказал заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, ведущий специалист-мирянин в этой области Герман Демидов.

— Герман Васильевич, уточните, пожалуйста, в каких классах, как и кем будут преподаваться «Основы православной культуры»?

— Преподавание религиозных культур и этики по выбору семьи школьника в наступающем учебном году в абсолютном большинстве российских школ будет проводиться в четвертых классах, один час в неделю, всего 34 учебных часа.

«Основы православной культуры» (ОПК) в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) будут преподаваться школьными учителями, прошедшими соответствующую подготовку. Так же, как и другие пять предметов или модулей курса — «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур».

В феврале — мае этого года во всех регионах на курсах повышения квалификации учителей готовили к преподаванию всех предметов.

Конечно, в последующем они будут получать дополнительную профильную подготовку в соответствии с тем, что будут преподавать в своей школе. Ведь здесь важен и выбор самого учителя. Учитель должен также иметь свободу выбора преподавать какую-то религиозную культуру или светскую этику с учетом собственных мировоззренческих позиций и предпочтений.

Относительно преподавания одним учителем разных предметов или модулей — это пока проблема. В большинстве школ сейчас учителя будут совмещать преподавание нескольких модулей.

Наша позиция состоит в том, что недопустимо совмещать преподавание разных конфессиональных предметов. Педагог религиозной культуры должен быть носителем этой традиции. В то же время, один педагог вполне может преподавать «Основы православной культуры», если он к этому реально подготовлен, и одновременно неконфессиональные предметы, не требующие конкретной мировоззренческой самоидентификации — этику и курс по мировым религиям, религиоведение.

В церковной концепции введения духовно-нравственного образования по религиозным культурам и этике, принятой еще в 2007 году, не шесть, а пять предметов. По-хорошему, история и культура разных религий должна изучаться детьми в старшей школе в составе учебного предмета нравственной воспитательной направленности по светской или гражданской этике.

 — Как предмет преподавался до сих пор, и какие выводы по итогам эксперимента сделали в РПЦ? Не было ли случаев возникновения религиозной розни в школах из-за выбора учениками основ культур разных религий? Не известно ли вам о каких-либо жалобах на то, что кто-то стеснялся выбрать определенный предмет, чтобы не чувствовать себя «изгоем», не похожим на большинство?

— Преподавание разных курсов православной культуры в вариативной части школьной программы, которую формируют регионы и школы, ведется уже многие годы. В этом формате разные курсы по культуре православия, ислама, иудаизма, буддизма уже не первый год, и не только в 4 классе, изучают около миллиона школьников.

Но вот в рамках обязательной части программы, как предмет  в составе курса ОРКСЭ «Основы православной культуры» преподавались два учебных года в рамках федерального эксперимента в 2009-2011 годах: первый учебный год в 19 регионах и второй в 21 регионе. Итоги эксперимента были подведены осенью прошлого года и признаны положительными всеми участниками проекта. Уровень поддержки составил 80-90% и более среди родителей, учителей, администраций. Никакая другая инновация в российской школе за последние годы не имела и не имеет такого уровня общественной поддержки.  

Что касается конфликтов на почве религиозных различий среди школьников, то таких проявлений не было зафиксировано. Да и почему они должны были быть? Если мы с Вами исповедуем разные религии, мы что, должны сразу проявлять неприязнь друг к другу, обязательно враждовать? Почему надо считать педагогов и тем более детей в школе нетерпимыми в этой сфере?

В целом аргумент о религиозной розни был последним аргументом для многих противников возвращения православия в российскую школу, восстановления в ней традиционного духовно-нравственного воспитания. Говорилось, что это будет разделять общество, что лучше изучать все религии вместе и тогда мы общество сплотим, создадим такой единый российский народ с единой духовно-религиозной традицией. Утопические планы, очень похожие на создание новой исторической общности советских людей — иванов, не помнящих родства. Известно, чем закончился этот опыт.

Слава Богу, никаких проявлений розни не было. Более того, преподавание религиозных культур по выбору способствовало расширению воспитательных возможностей школы, о чем мы говорили всегда. Это подтвердил в своем выступлении на Рождественских образовательных чтениях в 2012 году и заместитель министра образования Максим Викторович Дулинов, когда сказал, что мы не только не разделили школу, но заметно сплотили школу, семью и общество. Одним из важнейших результатов преподавания стало то, что дети и родители начали больше говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях. Так он сказал, и такой вывод основан на широких социологических опросах по результатам преподавания, которые проводились Общественной палатой РФ и Академией государственной службы при президенте РФ.

Что касается стеснений при выборе предмета, то если родители стесняются своей веры, культуры своего народа, то они, скорее всего, ими и не живут. Быть похожим на большинство далеко не всегда является благом. Если нет возможности выбора — это одно, ее нужно искать и добиваться. А если ты стесняешься своей веры и культуры, значит, они не востребованы и не нужны. Об этом можно только пожалеть и пожелать всем нам более серьезно и ответственно относиться к воспитанию наших детей.  

— Все ли регионы и школы сегодня охвачены преподаванием основ религиозных культур?

— По принятым государственным решениям в этом учебном году должны быть охвачены все учащиеся 4-х классов. Что будет в каждой школе — определяет выбор родителей. В следующем учебном году разные религиозные культуры будут изучать более трети четвероклассников. При этом в некоторых школах и регионах религиозные культуры изучаться не будут, т.е. будут изучаться только неконфессиональные модули, но в большей части — вследствие того, что там не было реального свободного выбора у родителей.

Процесс введения преподавания религиозных культур и этики в российской школе в рамках обязательной части школьной программы координирует Межведомственный координационный совет при Министерстве образования и науки России (МКС). Федеральное министерство как исполнительный орган власти осуществляет свои полномочия, в том числе в части мониторинга запроса на изучение разных модулей ОРКСЭ всего, что связано с обеспечением школ учебниками, подготовкой нужного числа учителей. 

 — Сколько же российских школьников, по вашим данным, в новом учебном году будут изучать «Основы православной культуры»? Много ли учащихся (самостоятельно и при помощи родителей) сделали выбор в пользу основ культур других религий, истории мировых религий и светской этики? Совпадает ли сложившаяся картина с ожиданиями Церкви?

— Сейчас в масштабе всей страны повторяется ситуация 2009 года. Тогда так же был свободный выбор во многих местах, и соответствующие результаты. Но были и нарушения свободы выбора. Например, в Пензенской области, где никто, даже дети священников, не смогли выбрать изучение православной культуры. Теперь там ситуация в целом нормальная.

Но сейчас подобные сложности с выбором конфессиональных модулей возникают, например, в Татарстане, Башкирии, некоторых других регионах и муниципальных образованиях. Можно ли считать объективной разницу в 6 раз (9% и 57%) в выборе ОПК в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, хотя этноконфессиональный состав населения этих регионов примерно одинаковый?

Выборы предмета по религиозной культуре стали неожиданным тестом, проверкой на взаимное уважение для многих наших сограждан, особенно облеченных властью. Так что результаты выборов, кроме всего прочего, могут служить объективным показателем  реального народовластия, демократии на разных территориях в стране.

Данные еще меняются, но в целом по России изучать православную культуру в этом учебном году будет примерно треть четвероклассников. В мае, когда в большинстве школ и регионов выбор уже состоялся, по данным Минобрнауки России были такие цифры: 32% ОПК, 42% этика, 21% религиоведение, 4,25% исламская культура, 0,6% культура буддизма и 0,05% культура иудаизма. Эти цифры, кстати, демонстрируют и то, почему именно Церковь является основным так сказать «двигателем» этого процесса. Потому что наибольшая часть семей, выражающих потребность в таком образовании для своих детей — православные.

Реальные показатели, когда повсеместно будет обеспечена свобода выбора, должны примерно соотноситься с национально-религиозным самоопределением граждан по социологическим опросам. А это примерно 50-60% православных и 25-30% нерелигиозных, остальные последователи других религий.

Ответить на вопрос социолога, что ты православный, легче, чем пойти к директору школы и настоять на своем праве на изучение родной культуры. Хотя многие родители даже и не знали об этом праве. Это экзамен на гражданскую зрелость.

Постепенно в нашем взаимодействии с государством, другими конфессиями мы стараемся обеспечить действительно свободный выбор для каждой семьи — и в этом наша главная цель, а не погоня за процентами. Нужно, прежде всего, чтобы каждая семья, которая хочет, чтобы их ребенок изучал в школе православную культуру, имела такую возможность.

— Какие еще проблемы вы видите во введении преподавания религиозных культур и этики, каковы пути их решения?

— Проблемы известны и обусловлены нашим прошлым периодом государственного атеизма.  Главной из них остается обеспечение свободного, информированного выбора при введении повсеместного  изучения религиозной культуры в школах,  о чем уже сказано. Кроме этого, — подготовка учителей православной культуры, учителей, которые знают и любят свой предмет.

Пока еще существует тенденция ограничить преподавание ОПК в обязательной части школьной программы рамками экспериментального курса только в 4-5 классах. Или придумать такой формат расширения преподавания, который не давал бы возможности свободно изучать православную культуру как самостоятельный учебный предмет по всем годам обучения. Эту проблему можно и нужно решать сообща, в диалоге с государством, уважая права и законные интересы всех участников проекта, религиозных и нерелигиозных сограждан.

Печально известный ленинский декрет об отделении школы от Церкви давно отменен, но его инерция преодолевается с трудом, постепенно в совместной работе, когда люди начинают видеть друг в друге сотрудников, соработников, болеющих сердцем за своих детей, готовых профессионально и уважительно вместе работать в школе.

Здесь же и пути решения проблем — в постепенном, терпеливом преодолении стереотипов в отношении к Церкви, религиозному образованию и воспитанию в светской школе. Эти стереотипы уже давно не имеют оснований в законодательстве, но еще продолжают удерживать крепкие позиции в сфере образования и науки.

— Где, из кого, как и долго ли готовятся учителя для этих предметов, комплексного курса? Можно ли сказать, что преподавателей подготовлено достаточно на сегодняшний день и что уровень их подготовки отвечает требованиям системы образования и пожеланиям Церкви?

— В начале эксперимента было решено, что преподавать будут светские учителя. Не в смысле нерелигиозные, что было бы нарушением конституционных прав граждан по признаку отношения к религии, а в смысле — обычные школьные учителя, не священники (хотя, конечно, никаких законных ограничений для их участия в преподавании нет, если они имеют необходимое образование). Было решено, что будут преподавать школьные учителя, прошедшие подготовку на курсах повышения квалификации в федеральных, региональных, муниципальных учреждениях повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Согласно методическим материалам Министерства образования к разработке программ такой подготовки и к их реализации должны привлекаться и представители религиозных конфессий, хотя эта рекомендация пока не везде выполняется.

В связи с введением преподавания во всех школах, такая подготовка в регионах, как правило, была ограничена краткими курсами на 72 часа. Хотя в экспериментальных регионах учителя были уже подготовлены лучше, они готовились где-то второй, где-то третий год.

В текущем учебном году подготовка учителей будет продолжаться по всей стране в регионах уже в связи с теми предметами, которые они будут преподавать в школах. И это будут курсы более длительные, например на 144 часов. Оптимальной является подготовка учителя не менее 400 часов. Такая практика, правда, пока в малом объеме ведется уже в отдельных регионах, где учителя по ОПК готовятся давно, не один год.

Уровень подготовки учителей должен отвечать требованиям, прежде всего, заказчиков этого образования — семьи и ребенка, который будет изучать православную культуру. Родители, особенно из церковных семей, заинтересованы в специалисте, который будет и хорошим педагогом, и будет хорошо знать свой предмет, любить православную культуру.

Сразу подготовить таких учителей для всех школ в стране очевидно невозможно. Это длительный процесс, в ходе которого постепенно будет формироваться корпус школьных учителей православной культуры. Соответственно в епархиях будут также формироваться реестры учителей православной культуры, которые будут иметь соответствующее представление, рекомендацию от Церкви.

И необходимо начинать массовую подготовку таких учителей в педагогических вузах, при этом они могут быть и учителями истории, литературы, других школьных предметов, получая одновременно специализацию по православной культуре или по другой религиозной культуре, или этике. 

— По каким учебникам школьники будут изучать ОПК, а также историю мировых религий (включающую православие) и светскую этику? Кто их писал, кто проверял?

— Для экспериментальной апробации были разработаны 6 учебников и пособия, которые были напечатаны в издательстве «Просвещение» и применялись в 2009-2011 гг. в экспериментальных регионах. Они были одобрены на МКС и в методическом объединении по ОРКСЭ при МКС. Как и любые другие школьные учебники, они имеют свои плюсы и минусы, и об этом много говорилось, я не буду повторяться. Приобрести их можно в свободной продаже.

Потом появились и другие учебники. Летом на экспертизу в Синодальный отдел поступил учебник издательства «Дрофа». Он был исправлен, дополнен, чтобы получить церковный гриф и быть рекомендованным для использования в школах. Формально церковная экспертиза учебников по ОПК пока не закреплена законом. Но мы не могли бы его рекомендовать учителям. Экспертиза этого учебника подтвердила правильность нашей позиции о необходимости обязательной экспертизы всех учебников и пособий по религиозным культурам в соответствующих религиозных организациях. И насколько я знаю, и авторы, и издательство также удовлетворены нашей совместной работой, учебник стал лучше во всех отношениях. 

Мы считаем, что использоваться в школах могут только учебники по религиозным культурам, прошедшие конфессиональную экспертизу в соответствующих религиозных организациях. На настоящее время это учебник протодиакона Андрея Кураева (издательства «Просвещение») и упомянутый недавно получивший церковный гриф учебник по ОПК издательства «Дрофа», вернее его новый вариант, на котором будет стоять церковный гриф.

Что касается учебников по модулю «Основы мировых религиозных культур», то материалы по православию в этих учебниках мы не подвергаем экспертной проверке. Религиоведение — взгляд на религию с нерелигиозных позиций. Что там авторы пишут о православии или о других религиях — конфессии регулировать не могут. Когда создавался первый комплект учебников в 2009 году, имелась возможность их перекрестного обсуждения на МКС, но для последующих комплектов и учебников такая процедура не была предусмотрена. Хотя, конечно, она нужна, чтобы и в религиоведческих пособиях не было недостоверной информации.

Учебники по этике разрабатываются специалистами в этой сфере. 

— Кто готовит методические пособия для учителей?

— В период эксперимента много методических пособий, разработок были созданы в регионах. Большую работу проделали методисты Свято-Тихоновского гуманитарного университета, разместившие в свободном доступе детальные планы-конспекты уроков по учебнику ОПК протодиакона Андрея Кураева.

Что касается печатных методических пособий к этому учебнику, то в рамках госзаказа было подготовлено методическое пособие и программа к нему в федеральной Академии повышения квалификации педагогических кадров. Но к сожалению, наши предложения о совместной работе над этими методическими материалами не нашли понимания — и теперь мы сможем рекомендовать их только в случае успешного прохождения экспертизы в Экспертном совете при Синодальном отделе религиозного образования.

Потребуется какое-то время, чтобы мы наладили конструктивное сотрудничество с коллегами из светских образовательных структур в этом вопросе, пришли к взаимопониманию.

 — Есть ли планы расширения преподавания ОПК, модификации предмета, введение в школах со временем Закона Божия?

— Закон Божий как предмет преподается в православных негосударственных школах и отличается от учебного предмета по православной культуре (ОПК и т.п.) тем, что сочетает изучение православной традиции и духовно-нравственное воспитание детей в этой традиции с обучением религиозной практике, так называемым обучением религии. Отмечу, что в нашем законодательстве нет запрета и на такое образование в светской школе, и даже есть гарантия такого образования, правда, за рамками образовательной программы.

При этом во многих других государствах, например Германии, в государственно-общественной светской школе проводится обучение религии, что закреплено в основном законе, Конституции страны.

Но в настоящее время, учитывая состояние нашего общества и действительные потребности наших семей, граждан актуально введение преподавания именно православной культуры. Религиозно-культурологического предмета, в рамках которого дети могут систематически знакомиться с православной традицией, культурой и воспитываться на ее ценностях и святынях. Не ставится задача приобщения ребенка к религиозной практике, подготовки к участию в богослужениях.

Модификация предмета не предусматривается. А вот расширение преподавания по всем годам обучения — конечно, предусматривается. И мы полагаем, что это должно делаться последовательно: вводиться преподавание должно с 1 класса, начальной ступени  — и далее по всем остальным годам и ступеням с минимальной нагрузкой 1 час в неделю.

В настоящее время в федеральной Академии повышения квалификации педагогических кадров в Москве должна начаться работа над концепцией расширения преподавания религиозных культур и этики по всем ступеням школы. Наши представители также должны принимать участие в этой работе в рамках методического объединения по ОРКСЭ и МКС, который должен также обсудить и одобрить такую концепцию.

Источник: РИА новости

Последнее

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее:

spot_img

Категории