14 января называют старым Новым годом. Однако в Церкви в этот день отмечают великий праздник — по плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. А самый известный святой, чью память мы совершаем в этот день, — святитель Василий Великий.

Мученика Василия Анкирского, святителя Афанасия Полтавского, чудотворца, а также святую мать Василия Великого Емилию чтит Церковь 14 января. В числе новомучеников российских, пострадавших за веру в этот день, мы вспоминаем преподобномученика Иеремию (Леонова), священомучеников Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, священномучеников Александра (Трапицына), архиепископа Самарского, и с ним священномучеников Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова.
По плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, вторник, 14 января 2025 года
Согласно Евангелию от Луки, на восьмой день после Рождества Иисус Христос прошел обряд обрезания. Обрезание у иудеев знаменовало вступление в завет, заключенный Богом с Авраамом. При совершении этого обряда Богомладенца нарекли Иисусом — именно это имя архангел Гавриил назвал Пресвятой Богородице в день Благовещения. Пройдя ветхозаветный обряд, Иисус (что значит Спаситель) показал пример исполнения обычаев народа, среди которого был рожден. В Новом Завете обрезание заменило таинство Крещения, которое становится для христианина рождением в новую жизнь с Богом.
Праздник Обрезания имеет статус великого, но не двунадесятого, то есть не входит в число 12 главных церковных праздников. Уже много веков он соединяется с чествованием святителя Василия Великого, прославленного в числе вселенских учителей и отцов Церкви. Из десяти братьев и сестер Василия пятеро были причислены к лику святых. Вместе со святителем Василием 14 января чествуют его мать, святую Емилию.
Особенности православного богослужения
Во время всенощного бдения после малого входа читаются паремии — отрывки из Ветхого Завета. В первой паремии описывается история заключения завета Бога с Авраамом и установление обычая обрезания младенцев мужского пола.
Также на вечернем богослужении совершается лития — чин благословения хлеба, пшеницы, вина и елея. Во время литии диакон и священник произносят длинные прошения и молитвословия. Хор поет стихиры, посвященные святителю Василию Великому и раскрывающие смысл праздника Обрезания Господня. Вот одна из них:
Стихира на стиховне, глас 8
Не устыдеся Всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися, но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению, ибо закона Творец законная исполняет и пророков проречения, яже о Нем. Иже вся содержай горстию и пеленами повивыйся, Господи, слава Тебе.
Перевод: Не устыдился всеблагой Бог быть обрезанным плотским обрезанием, но всем дал Самого Себя образом и примером ко спасению: ибо закона Творец законное исполняет и пророками возвещенное о Нем. Все в руке Своей Держащий и повитый пеленами, Господи, слава Тебе!
Тропарь Обрезания Господня, глас 1:
На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Перевод: Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!
Кондак Обрезания Господня, глас 3
Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/ дает спасение днесь миру./ Радуется же в Вышних и Создателев иерарх,/ и светоносный, божественный таинник Христов Василий.
Перевод: Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.
Тропарь святителю Василию Великому, глас 1
Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Перевод: Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей твое слово, которым ты изложил достойные Бога истины веры (догматы), разъяснил природу всего существующего, улучшил (украсил) человеческие нравы. Ты, царственное священство, преподобный отец наш [Василий], моли Христа Бога даровать нам великую милость.
Кондак святителю Василию Великому, глас 4
Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьствочеловеком,// запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.
Перевод: О, преподобный Василий! Открывающий небесные тайны, наделяющий всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевающий его своим учением, — ты стал непоколебимым основанием Церкви.
Величание Обрезанию
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.
Перевод: Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем пречистой плоти Твоей законное обрезание.