Вы используете устаревший браузер!

Чтобы использовать все возможности сайта, обновите Internet Explorer до последней версии:

Или загрузите и установите любой современный браузер:

Псковский старец_часть 3

– Отец Александр! Вот я все не могу остыть. На территории Святой, как вы говорите, Руси в 1981 году моего товарища посадили в тюрьму – за то, что мы под его руководством печатали Евангелие (и прочую христианскую литературу). Нормальная история? Какая-то она не сильно святая получается, страна-то.

-Достоевский, когда писал роман «Бесы» – он писал, конечно, про коммунистическое движение.

- Блестящий роман.

- Да, блестящий. Вот именно. Там сказано: «Будем поедать друг друга, чтобы не было скучно». Достоевский не был бы Достоевским и «Братьев Карамазовых» бы не написал, если бы он не пережил столько, если бы каждый герой не жил в нем. Он через себя каждого героя пропускал, понимаете? И поэтому он стал не только писателем, – он стал пророком.

- Да, книга «Бесы» – это, конечно, пророчество. Не назовешь это по-другому.

- Да. Там, помнишь, учитель умирающий просит читать Евангелие. Ему читают про бесов. И он говорит: «Бесы – то есть это свиньи, в которых вошли бесы – это будущая наша Россия. В русский народ войдут бесы, и он пойдет по пути прогресса, развития, науки, его будут призывать – вперед, вперед, вперед! И перед собой люди не заметят пропасти, и упадут, разобьются, потонут».

- И что – это то, что уже было? Или то, что еще предстоит?

- Я думаю, что это и было, и будет. Да! Это каша уже заварена, да не съедена вся.

- То есть хорошего не ждать нам?

- Хорошего не будет в России...

- Да, да, я сам часто про это думаю. Но, с другой стороны, Россия так хорошо еще никогда не жила, как сейчас! (И некоторые на этом основании говорят – вот видите, какой Путин хороший, это же благодаря ему).

- Лучше – по деньгам, по еде? Но толку не будет, если мы не достигнем истины – той истины, которая Богом будет благословлена. Помню, я приехал как-то в Калининград, уже священником. 62-й или 63-й год. Собрались мои старые знакомые, которые помнили меня по старым временам, и устроили в честь моего приезда, знаете, праздник, как бы. Мне задали вопрос: «Батюшка, а как насчет коммунизма? Мы построим его, этот коммунизм? Что вообще это такое, что мы строим?» Я говорю: «Когда женщина беременная, она уже заранее покупает пустышку для ребеночка. Да. И вот эта пустышка – она и есть коммунизм. И чтобы вы не плакали, эта пустышка положена вам в рот, сосите сколько угодно и получайте удовольствие». Они были очень довольны этим ответом.

Пока о. Александр рассказывал про старца, описанного Федором Михалычем, мне пришел в голову вопрос:

- Скажите, а есть же у Вас духовник? Надо же, положено.

- А вот буду избирать себе духовников, – он кивает на меня.

- Да что же вы так надо мной смеетесь. Издеваетесь просто. Не первый раз уже причем! Я грешен. Сам не знаю, как жить, – куда ж еще учить кого-то.

- Грешен? И духовник бывает грешен.

- Хорошая шутка, насчет меня. Одобряю. Я вижу, Вы владеете словом. И чувством юмора.

- Знаете, я учусь от людей. Хочу их понять. Стараюсь и Вас понять. Ваше прошлое увидеть, и настоящее, и заглянуть в будущее. Да, все это для меня – приоткрытая дверь. Я рад, что вы оказались на моем горизонте.

- На горизонте... Я даже за столом у Вас оказался! Вот щей поел, вкусные, кстати, а теперь торт ем у Вас с чаем.

– Это не случайность. То, что вы пришли сюда. Это не желание одного человека. Это Божье благословение. Да, я считаю, что это воля Божия – побывать вам у меня.

- Хочу вас спросить про то, что беспокоит людей, что обсуждают. Газеты пишут, что Патриарх наш живет богато, квартира у него роскошная, епископы ездят на мерседесах, миллионы там транжирятся. И об этом пишут. Это все для чего – небось, вы скажете, чтобы опорочить, видимо, православие? Что это провокация?

– Я хочу сказать, Игорек, что мы с тобой никогда не увлекались миллионами и миллиардами. Нет! В богатстве я никогда не видел ценности... Лучше поплакать оттого, что люди не понимают этого так, как я понимаю. Миллионы, богатство, дачи, санатории – это все мне не нужно. Мои годы уже большие...

– Вот меня еще такая вещь очень интересует: в чем же таком Вы провинились, что Вас сослали в Псковскую область, в дальнюю деревню?

- В Псковскую область меня послал Господь. Если бы сослали, то ты бы не приехал бы, Игорек, ко мне.

- Ну к Пушкину же приезжали в ссылку в эти края.

- К Пушкину – приезжали. Но в то время...

- Вас все-таки хотели убрать куда подальше.

- Да, хотели убрать.

- Расскажите, в чем же Вы провинились, и как это все было?

- Я очень много писал – и посылал статьи в «Комсомольскую правду» и другие газеты, в журнал «Наука и религия», но – они не публиковали. А ко мне приезжали то и дело какие-то люди – то ли корреспонденты, то ли КГБ-шники и расспрашивали: кто я, откуда... Я с ними разговаривал. Они уезжали от меня друзьями.

– А что вы писали-то?

– Вот я сейчас могу тебе, Игорек, прочитать один текст, сохранилась одна копия, это я посылал в «Сельскую жизнь». Про целебный источник, там больные брали воду – так дали указание уничтожить источник бульдозером. Приехал бульдозер, перекопал там все, а получилось вот что: вместо одного источника стало два.

- Да это прям притча! «Бульдозер и источник». Интересно...

– Так вот, они напечатали статью про этот случай, я ее прочитал и послал им свое письмо. А у меня вот остался черновик: «Уважаемый редактор... я не намерен защищать свойство святости воды из источника, так как необыкновенность воды обнаружилась при анализе научно-исследовательского института. Что может быть плохого или зазорного для больного человека – съездить на источник воды, выпить ее или искупаться в ней? Но зарывать бульдозером такие источники – это сплошной позор и глупость... Внутренние запросы души человека у некоторых так велики, что личный опыт... важнее, нежели вычислительные машины. Я не собираюсь фанатически обожествлять источник, но что Бог создал мир и жизнь, об этом скажет научная гипотеза. Из ничего ничто не происходит. И нет действия без причины. Это аксиома. И как бы ни ушла далеко в своем прогрессивном ходе развития наука, и как бы ни были велики открытия и ссылки на случайные, но удачные сочетания атомов – жизнь и материя во многом остаются неразрешенной. Что такое материя, присущие ей силы? Откуда произошла материя и вошла в русло гармонического своего бытия? Откуда появилась жизнь с прекрасно одаренными превосходствами человека? Откуда появились свойственные нам чувства любви, свободы? Какова цель и назначение вышеизложенного? Через призму кратковременной жизни невозможно ответить на эти вопросы. Да и страшновато. Ибо смерть с собою уносит все – человека, жизнь. И умаляет прогрессивные планы, превращая их не только в призрак красоты, но и мучительного страха. Пусть Бог непостижим и необъясним, но он через Христа принес на землю идею вечности и воскресенья. На пространстве многовековой истории никто умнее не придумал и не сказал, что может взамен мне дать вся, вместе взятая, цивилизованная прогрессивная наука? Чем она может заменить мою веру в вечность и величие Христа? Разве тем – ешь, пей, веселись, бери от жизни то, что тебе нравится... Но этого мне никто не даст. Но если бы дал, то тоска и томление по вечности и жизни не были бы убиты. Вот почему идут и пойдут люди в поисках внутренней свободы и правды своей ошибочной кратковременной жизни может быть через святую воду, потому что они тоскуют по первопричине своего бытия. Они тоскуют, ищут идеал, которого мы называем премудрый Бог. Сотворивший вселенную и как любящий нас искупил через Христа, открыв нам свободный доступ к вечности. По учению диалектики, противоположности сходятся. Да, я тоже верю, что мы сойдемся только у подножия креста Христова. И обретем у него помощь Бога данного, желанную истину. Я не как научный сотрудник, а как путешественник кратковременной жизни, изложил скромные взгляды на вселенную и жизнь. За многие годы зрело во мне мое мировоззрение, через которое я дерзнул высказать по поводу вашей статьи, товарищ А. Логинов, с уважением к Вам служитель церкви Христа А. Михайлов».

- Ну что, сильно.

Я беру в руку вырезку из газеты, там статья «Купите святой водицы», с попыткой обличить религиозные предрассудки. Автор – некто Логинов. На обратной стороне вырезки – речь Брежнева. Давно это было!

– Интересно, и где же у нас товарищ Брежнев? Куда он делся?

- Там где-то есть...

– И, значит, за такие вот ваши сочинения услали вас из-под Москвы – вот сюда.

– Да. Служил я раньше в Ярославской области, в Ростовском районе, недалеко от мест Сергия Радонежского. В Москву ездил, бывал у знакомых. Люди собирались, я выступал перед ними. Много пришлось говорить. Думаю, в некоторых местах записаны все мои речи. Они через компьютер пропущены.

- Да, я видел проповеди некоторые Ваши в интернете. Но, наверное, не все.

- Нет, не все, конечно. Наверное, не пришло время для всех. Да и достаточно того, что есть, и то хорошо. Ведь труд мой во славу Божию, да! Сделать человека новым, прекрасным, честным, порядочным – вот моя цель. Чтобы он знал Бога! И знал Бога, и любил его. В своих проповедях я иногда рассказываю и про свою жизнь. Когда я демобилизовался, в 1950 году, то поселился деревне. Автобусы тогда не ходили в тех местах. И приходилось мне идти пешком 45 км до церкви, чтоб помолиться. Приду, бывало – а церковь пустая. Я начинал хандрить из-за этого. Менялась, понимаете, вся психологическая картина душевного состояния моего. Но я говорил: «Господи, я это делаю потому, что хочу любить тебя! И ты, Господи, дай мне любви, сколько ты можешь дать, сколько может вместить моя душа. Дай мне этой любви. А когда я твоей буду любить тебя, я буду любить и людей твоей любовью. Да, я буду жить во славу твою! Вот. Спаситель говорил, что хорошее дерево приносит хорошие плоды. Плохое дерево приносит плохие плоды. Человека Христос сравнил с деревом. Так что вот...

- Хорошо. Но для чего же еще нужна Всевышнему слава через Вас, если он и так владеет всем миром? Добавит это ему что-то? Насколько это ему нужно?

- Эта слава, с одной стороны, спасение мое – так открывается передо мной вечность, открывается новая жизнь передо мною. А славы этой хватит всем. Вот в Евангелии написано про человека, который был восхИщен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, которых невозможно человеку пересказать. Так мне говорили – батюшка, как так, до третьего неба? Да, я говорю, там может быть и седьмое есть небо. Мы ничего не знаем об этом.

- Что это значит? Почему – невозможно?

- Потому что это красота невместимая. Как Моисей говорил: «Господи, покажи мне лице твое!» А Господь сказал: «Невозможно человеку видеть лице мое и оставаться в живых. Благодать моя пройдет около тебя». И была эта благодать. И Моисей затрепетал от благоговейного, высшего страха какого-то. Не боязни уже, а любви.

- А часто ли Вам доводиться испытать вот то, что Вы называете благодать?

- Конечно.

- Каждый день?

- Да, это моя духовная пища. Без этой благодати вся ценность, которая окружает меня и ценность, которая находится при мне, она – ничто.

- Опишите это для людей, которые не понимают это. Как описать, что такое благодать?

- Благодать... Много спрашивали про это и Серафима Саровского, и других людей.

– Теперь вот, видите, и вас спрашивают.

- Благодать – это вещь необыкновенная. Это сила благодатная, от Бога нисходящая к человеку. Человек, он не достоин, не в силах, может быть, понять эту благодать. Но она не может по просьбе человека исходить. Вот как получилось с Моисеем, – он чуть бы не потерял свою жизнь.

-То есть благодать – это сила, чувство силы?

- Конечно! Все в силе находится...