Вы используете устаревший браузер!

Чтобы использовать все возможности сайта, обновите Internet Explorer до последней версии:

Или загрузите и установите любой современный браузер:

Главная страница / Новости / Великий пост
Великий пост

18 марта 2013 г.

За семь недель до Пасхи начинается Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, который готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Воскресения Христова.

В связи с тем, что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. В 2013 году Великий пост начинается 18 марта и продолжится до 4 мая.

Из четырех многодневных постов Великий пост является основным, самым продолжительным и строгим. Он включает шесть седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей.
Считается, что длительность Святой Четыредесятницы — 40 дней — восходит еще к Ветхому завету, когда Моисей постился на горе Синай сорок дней. Апостолы установили пост в память о сорокадневном посте Иисуса Христа, когда после своего крещения он удалился в пустыню, где был искушаем дьяволом.
О том, что Великий пост — установление святых апостолов, свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в св. Четыредесятницу.
В Древней Церкви сорокадневный Великий пост соблюдался не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался, но уже в IV веке в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой Субботы.
Таким образом, Великий пост состоит из 40 дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы — в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.

Пост, или говение — это время покаяния, раздумий и усердных молитв, отказа не только от определенной пищи, но от всех вредных привычек и увеселений.
Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи.

В течение всего Великого поста православная церковь призывает верующих воздерживаться от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе и в составе различных блюд. Рыба разрешается лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). А в Лазареву субботу постящимся можно есть икру.
С особой строгостью принято соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста. От поста освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути.

В первую неделю Великого поста, с понедельника по четверг в храмах на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского (VII-VIII века). Этот канон содержит глубокие покаянные молитвы и проводит аналогии между кающимся грешником и библейскими героями, которые тоже грешили и каялись.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение "колива" т. е. отваренной пшеницы с медом, в память св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста.
В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое "Торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 г. в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) выставляются храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от церкви.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке и раскрывшего учение о силе поста и молитвы.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, в это время поется: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века — святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении "Лествица Рая" изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое "стояние св. Марии Египетской". Жизнь святой Марии — великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии ‑ должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.

В субботу на пятой неделе совершается Похвала Пресвятой Богородице: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской.

В субботу на шестой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого поста — великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем, Неделей Вай или Цветоносной. На Всенощном бдении освящаются окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, которые стоят с зажженными свечами до конца службы, что знаменует победу жизни над смертью (воскресение).

Три субботы — второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: 
Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию омовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предания Его Иудой.

Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

На утрене Великой Субботы, после великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится священнослужителями из храма на главе при участии народа и обносится вокруг храма. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам и кладется на место посредине храма.
Черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом. По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина.
После этого начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня.

 

Источник: РИА новости