Вы используете устаревший браузер!

Чтобы использовать все возможности сайта, обновите Internet Explorer до последней версии:

Или загрузите и установите любой современный браузер:

2012
ПНВТСРЧТПТСБВС

Январь

1
2

Сегодня святая Церковь совершает память святого мученика Игнатия Богоносца

3

Сегодня святая Церковь совершает память святителя Петра Митрополита Московского

4

Сегодня святая Церковь совершает память святой великомученице Анастасии Узорешительници

5

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Нифонта, епископа Кипрского

6

Сегодня святая Церковь совершает память преподобномученицы Евгении Римской

7

Рождество Христово

8

Сегодня святая Церковь совершает Собор Пресвятой Богородицы

9

Сегодня святая Церковь совершает память святого первомч. и архидиакона Стефана

10

Сегодня святая Церковь совершает память двадцати тысяч мучеников в Никомидии в церкви сожженных

11

Сегодня святая Церковь совершает память мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

12

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Зотика пресвитера, сиропитателя

13

Сегодня святая Церковь совершает память Преподобной Меланьи Римляныни

14

Обрезание Господне.

15

Сегодня святая Церковь совершает память Иулиании Лазаревской

16

Сегодня святая Церковь совершает память святого мученика Гордия

17

Сегодня святая Церковь совершает память Собора 70-ти апостолов

18

Сегодня святая Церковь совершает память святых мучеников Феопемпта и Феоны

19
20

Сегодня святая Церковь совершает празднование собора Пророка Предтече и Крестителя Господня Иоанна

21

Сегодня святая Церковь совершает память святых мучеников Иулиана и Василисы

22

Сегодня святая Церковь совершает память святителя Филиппа Митрополита Московского

23

Сегодня святая Церковь совершает память святителя Григория, епископа Нисского

24

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Феодосия Великого

25

Сегодня святая Церковь совершает память святой мученицы Татианы

26

Сегодня святая Церковь совершает память святых мучеников Ермила и Стратоника

27

Сегодня святая Церковь совершает память святой равноапостольной Нины просветительницы Грузии

28

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Павла Фивейского

29

Сегодня святая Церковь совершает Поклонение честным веригам апостола Петра

30

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Антония Великого

31

Сегодня святая Церковь совершает празднование святителей Христовых Афанасия и Кирилла

Февраль

1

Сегодня святая Церковь совершает память Преподобного Макария Великого, Египетского

2

Сегодня святая Церковь совершает память Ефимия Великого

3

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Максима Исповедника

4

Сегодня святая Церковь совершает память Святого апостола Тимофея, одного из семидесяти апостов

5

Сегодня святая Церковь совершает память священомученика Климента, епископа Анкирского

6

Сегодня святая Церковь совершает память преподобной Ксении

7

Сегодня святая Церковь совершает память Святителя Григория Богослова архиепископа Цареградского

8

Сегодня святая Церковь совершает память преподобных Ксенофонта и Марии, и их сыновей Иоана и Аркадия

9

Сегодня святая Церковь совершает память перенесения мощей святителя Иоана Златоуста

10

Сегодня святая Церковь совершает память преподобных Ефрема и Исаака

11

Сегодня святая Церковь совершает память перенесения мощей священомученика Игнатия Богоносца

12

Сегодня святая Церковь совершает память Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

13

Сегодня святая Церковь совершает память святых Кира и Иоанна бессеребряников и чудотворцев

14

Сегодня святая Церковь совершает память святого мученика Трифона

15

Сретение Господне

16

Сегодня святая Церковь совершает память праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

17

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Исидора Пелусиотского

18

Сегодня святая Церковь совершает память святой Мученицы Агафьи

19

Сегодня святая Церковь совершает память Святой мученицы Дорофеи

20

Сегодня святая Церковь совершает память Святого Парфения епископа Лампсакийского

21

Сегодня святая Церковь совершает память Святого великомученника Феодора Стратилата

22

Сегодня святая Церковь совершает память Святого мученика Никифора

23

Сегодня святая Церковь совершает память Священномученника Харалампия

24

Сегодня святая Церковь совершает память Священномученика Власия

25

Седмица cырная (масленица) - сплошная.

26

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Симеона Мироточивого

27

Сегодня святая Церковь совершает память Преподобного Авксентия

28

Сегодня святая Церковь совершает память Святого апостола Онисима, одного из семидесяти апостолов

29

Март

1

Сегодня святая Церковь совершает память Великомученника Феодора Тирона

2

Сегодня святая Церковь совершает память Святителя Льва Первого, Папы Римского.

3

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Досифея, ученик преподобного Аввы Дорофея.

4

Сегодня святая Церковь совершает память Святителя Льва епископа Катанского.

5

Сегодня святая Церковь совершает память Святителя Захария Патриарха Иерусалимского.

6

Сегодня святая Церковь совершает память Святого мученика Маврикия и 70 воинов.

7

Сегодня святая Церковь совершает память Поликарпа, епископа Смирнского

8

Сегодня святая Церковь совершает память Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи

9

Сегодня святая Церковь совершает память Тарасия, Патриарха Константинопольского

10

Сегодня святая Церковь совершает память Святителя Порфирия, архиепископа Газского

11

Сегодня святая Церковь совершает память Тита, пресвитера Печорского

12

Сегодня святая Церковь совершает память Священномученика Протерия, патриарха Александрийского, и с ним пострадавших

13

Сегодня святая Церковь совершает память Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Апрель

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Сегодня святая Церковь совершает память Святого Никифора исповедника, патриарха Цареградского

13

Сегодня Святая Церковь отмечает Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Май

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Июнь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Июль

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Август

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Сентябрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Октябрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Ноябрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Декабрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Дата пасхи Выберите год:

В 2018 году Пасха
случится 8 апреля

Праздники
19 января 2012 г.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет. Он также пришел на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить крещение. Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?". Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь, потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - т. е. исполнить всё в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись над Ним небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Мф 3, 13-17, Мк 1, 9-11Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил людям, что Он есть Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя.

Накануне праздника установлен пост, этот день называется крещенским сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой, такой же.

И вот, Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Перенесение праздника на 25-е число и торжественное его богослужение имело своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV вв. (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Из рассматриваемых в настоящей службе стихир и тропарей, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются 1-я стихира на «Господи, воззвах», кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке св. Романом Сладкопевцем. Им составлены 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древне.

Уже в VII-VIII вв. известны Минеи со службами Рождеству Христову в целом их виде. В Х веке имелись уже службы предпразднства и попразднства. А в XI-XII вв. служба, посвященная Рождеству Христову, принимает на востоке такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба.

Составителями современной службы на Рождество Христово являются, в основном, песнотворцы VI—IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), св. Косма Маиумский (канон) и другие.

Как было уже сказано выше, начало празднования Богоявления относится к временам апостольским. О нем упоминается и в Постановлениях Апостольских, где говорится: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В Ш веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийcкий. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоко назидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.

Святые отцы — Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) — составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) — многие песнопения на праздник Крещения Господня, до сих пор поющиеся в день праздника.

При праздновании Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, которая существовала при праздновании Рождества Христова. Праздник Богоявления в Восточной и Западной Церкви с одинаковой торжественностью всегда праздновался 6 января.

Как уже было сказано, до IV века Крещение и Рождество праздновались совместно 6 января, и отделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Древняя Церковь 6 января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых отражено Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа — как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно: I) поклонение волхвов как свидетельство откровения Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды (от этого воспоминания и сам праздник Богоявления в Западной Церкви получил название «праздника трех царей»; в Восточной Церкви оно хотя и входило в состав событий праздника, но ничем в службе праздника не выразилось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской и 3) в том же смысле (в Африканской Церкви) чудесное насыщение Христом Спасителем 5000 человек.