Вы используете устаревший браузер!

Чтобы использовать все возможности сайта, обновите Internet Explorer до последней версии:

Или загрузите и установите любой современный браузер:

2012
ПНВТСРЧТПТСБВС

Январь

1
2

Сегодня святая Церковь совершает память святого мученика Игнатия Богоносца

3

Сегодня святая Церковь совершает память святителя Петра Митрополита Московского

4

Сегодня святая Церковь совершает память святой великомученице Анастасии Узорешительници

5

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Нифонта, епископа Кипрского

6

Сегодня святая Церковь совершает память преподобномученицы Евгении Римской

7

Рождество Христово

8

Сегодня святая Церковь совершает Собор Пресвятой Богородицы

9

Сегодня святая Церковь совершает память святого первомч. и архидиакона Стефана

10

Сегодня святая Церковь совершает память двадцати тысяч мучеников в Никомидии в церкви сожженных

11

Сегодня святая Церковь совершает память мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

12

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Зотика пресвитера, сиропитателя

13

Сегодня святая Церковь совершает память Преподобной Меланьи Римляныни

14
15

Сегодня святая Церковь совершает память Иулиании Лазаревской

16

Сегодня святая Церковь совершает память святого мученика Гордия

17

Сегодня святая Церковь совершает память Собора 70-ти апостолов

18

Сегодня святая Церковь совершает память святых мучеников Феопемпта и Феоны

19

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

20

Сегодня святая Церковь совершает празднование собора Пророка Предтече и Крестителя Господня Иоанна

21

Сегодня святая Церковь совершает память святых мучеников Иулиана и Василисы

22

Сегодня святая Церковь совершает память святителя Филиппа Митрополита Московского

23

Сегодня святая Церковь совершает память святителя Григория, епископа Нисского

24

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Феодосия Великого

25

Сегодня святая Церковь совершает память святой мученицы Татианы

26

Сегодня святая Церковь совершает память святых мучеников Ермила и Стратоника

27

Сегодня святая Церковь совершает память святой равноапостольной Нины просветительницы Грузии

28

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Павла Фивейского

29

Сегодня святая Церковь совершает Поклонение честным веригам апостола Петра

30

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Антония Великого

31

Сегодня святая Церковь совершает празднование святителей Христовых Афанасия и Кирилла

Февраль

1

Сегодня святая Церковь совершает память Преподобного Макария Великого, Египетского

2

Сегодня святая Церковь совершает память Ефимия Великого

3

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Максима Исповедника

4

Сегодня святая Церковь совершает память Святого апостола Тимофея, одного из семидесяти апостов

5

Сегодня святая Церковь совершает память священомученика Климента, епископа Анкирского

6

Сегодня святая Церковь совершает память преподобной Ксении

7

Сегодня святая Церковь совершает память Святителя Григория Богослова архиепископа Цареградского

8

Сегодня святая Церковь совершает память преподобных Ксенофонта и Марии, и их сыновей Иоана и Аркадия

9

Сегодня святая Церковь совершает память перенесения мощей святителя Иоана Златоуста

10

Сегодня святая Церковь совершает память преподобных Ефрема и Исаака

11

Сегодня святая Церковь совершает память перенесения мощей священомученика Игнатия Богоносца

12

Сегодня святая Церковь совершает память Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

13

Сегодня святая Церковь совершает память святых Кира и Иоанна бессеребряников и чудотворцев

14

Сегодня святая Церковь совершает память святого мученика Трифона

15

Сретение Господне

16

Сегодня святая Церковь совершает память праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

17

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Исидора Пелусиотского

18

Сегодня святая Церковь совершает память святой Мученицы Агафьи

19

Сегодня святая Церковь совершает память Святой мученицы Дорофеи

20

Сегодня святая Церковь совершает память Святого Парфения епископа Лампсакийского

21

Сегодня святая Церковь совершает память Святого великомученника Феодора Стратилата

22

Сегодня святая Церковь совершает память Святого мученика Никифора

23

Сегодня святая Церковь совершает память Священномученника Харалампия

24

Сегодня святая Церковь совершает память Священномученика Власия

25

Седмица cырная (масленица) - сплошная.

26

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Симеона Мироточивого

27

Сегодня святая Церковь совершает память Преподобного Авксентия

28

Сегодня святая Церковь совершает память Святого апостола Онисима, одного из семидесяти апостолов

29

Март

1

Сегодня святая Церковь совершает память Великомученника Феодора Тирона

2

Сегодня святая Церковь совершает память Святителя Льва Первого, Папы Римского.

3

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Досифея, ученик преподобного Аввы Дорофея.

4

Сегодня святая Церковь совершает память Святителя Льва епископа Катанского.

5

Сегодня святая Церковь совершает память Святителя Захария Патриарха Иерусалимского.

6

Сегодня святая Церковь совершает память Святого мученика Маврикия и 70 воинов.

7

Сегодня святая Церковь совершает память Поликарпа, епископа Смирнского

8

Сегодня святая Церковь совершает память Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи

9

Сегодня святая Церковь совершает память Тарасия, Патриарха Константинопольского

10

Сегодня святая Церковь совершает память Святителя Порфирия, архиепископа Газского

11

Сегодня святая Церковь совершает память Тита, пресвитера Печорского

12

Сегодня святая Церковь совершает память Священномученика Протерия, патриарха Александрийского, и с ним пострадавших

13

Сегодня святая Церковь совершает память Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Апрель

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Сегодня святая Церковь совершает память Святого Никифора исповедника, патриарха Цареградского

13

Сегодня Святая Церковь отмечает Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Май

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Июнь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Июль

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Август

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Сентябрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Октябрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Ноябрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Декабрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Дата пасхи Выберите год:

В 2018 году Пасха
случится 8 апреля

Праздники
14 января 2012 г.

Обрезание Господне.

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10 - 14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31 - 33; Лк. 2, 21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11 - 12). Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

 

Также в этот день Святая церковь совершает память Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. Вселенского учителя.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим", - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: "Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы". В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних".

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию истины", святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337 - 361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. "Но видя, - как повествует Григорий Богослов, - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему". Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364 - 378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - "предстояла великая борьба". Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был "добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на "пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное". По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен", святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "Всё это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь". Правитель был изумлен таким ответом. "Может быть, - продолжал святитель, - ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат".

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. "В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении".

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".