Слово "календарь" восходит к латинскому calendae (календы) – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. Словом calendarium в Риме назвали также долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. Современное значение слово календарь обрело в Средние Века.
Христианский календарь сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла (переходящие праздники); причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников: Песах (в греч. Транскрипции – «Пасха») и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла (непереходящие праздники); причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Современное летосчисление (эру от Рождества Христова, или Anno Domini) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.
Сегодня под православным календарем мы понимаем, прежде всего, круг богослужений, которые ежедневно совершает Церковь. Церковный год начинается 1 сентября (по старому стилю). Весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Православный календарь включает в себя также постный календарь, праздники (великие, большие и малые) и месяцеслов.
Подробнее о православных праздниках, традициях и истории их происхождения читайте здесь.