Вы используете устаревший браузер!

Чтобы использовать все возможности сайта, обновите Internet Explorer до последней версии:

Или загрузите и установите любой современный браузер:

Календарь

Слово "календарь" восходит к латинскому calendae, календы, – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. Словом calendarium в Риме назвали также долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. Современное значение слово календарь обрело в Средние Века.

Христианский календарь сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла (переходящие праздники); причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла (непереходящие праздники); причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti.

Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому этот календарь и назван Юлианским), а затем папой Григорием XIII в 1582 г. Сегодня по григорианскому календарю живет вся светская Европа и большинство христианских церквей. Русская Православная Церковь и еще некоторые православные церкви продолжают жить по Юлианскому календарю.

Современное летосчисление (эра от Рождества Христова, или Anno Domini) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх. 13, 4; 12, 2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев. 23, 10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх. гл. 12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит.д. Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований также не имели. Неделя завершалась субботой, поэтому "день первый" (после субботы) соответствует нашему воскресенью, "день второй" - понедельнику и т.д.

День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи, а день - на утро, полдень и вечер. Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи и вошло в употребление понятие "час" - двенадцатая часть дня или ночи.

Сегодня под православным календарем мы понимаем, прежде всего, круг богослужений, которые ежедневно совершает Церковь. Церковный год начинается 1 сентября (по старому стилю). Весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Православный календарь включает в себя также постный календарь, праздники (великие, большие и малые) и месяцеслов.

Православные праздники

Из всех христианских праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Церковью установлены также двенадцать важнейших праздников в честь Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. К ним относятся три переходящих праздника, связанных с Пасхой:

- Вход Господень в Иерусалим (в шестое воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи)

- Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)

- День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

и девять непереходящих:

6 (19) января Крещение Господне.

2 (15) февраля Сре́тение Господне

25 марта (7 апреля) Благовещение Пресвятой Богородицы

6 (19) августа Преображение Господне

15 (28) августа – Успение Пресвятой Богородицы

8 (21) сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

14 (27) сентября – Воздви́жение Креста Господня

21 ноября (4 декабря) – Введение во храм Пресвятой Богородицы

25 декабря (7 января 2012 года) – Рождество Христово

Следующую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся "великими". К ним относятся: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября).

Все другие многочисленные праздники посвящены ангелам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым и воспоминанию знаменательных событий Священной истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей. Обо всех этих праздниках и связанных с ними особенностях богослужений можно узнать в православном месяцеслове. Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

Пасхальный цикл – это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней. Его продолжительность – восемнадцать недель. Покаянный период, предшествующий Пасхе состоит из трёх подготовительных недель (седмиц) к Великому посту, Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы, и Страстной недели (Страстной седмицы). Четыредесятница и Страстная седмица и составляют собственно Великий пост в традиционном понимании; его продолжительность – семь недель.

Праздничный период включает в себя: День Пасхи и примыкающую к нему Светлую неделю, последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы) и одну неделю после Троицы – праздник «Всех святых».

Переходящие и непереходящие праздники

По времени празднования праздники делятся на непереходящие, связанные с солнечным календарем и случающиеся каждый год в одни и те же числа месяца, и переходящие, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

В 2011 году Пасха Христова праздновалась 11 (24) апреля (по старому и новому стилю). Отсюда другие подвижные двунадесятые праздники расположились следующим образом:

- 4 (17) апреля, воскресенье – Вход Господень в Иерусалим

- 20 мая (2 июня), четверг – Вознесение Господне

- 30 мая (12) июня, воскресенье – День Святой Троицы. Пятидесятница

Круг богослужений (расписание богослужений)

Попадая в церковь мы попадаем в такое место, куда не достигают шум и суета жизни, улицы, всего того, что обычно наполняет наши дни и даже ночи, — место, где вся эта суета не имеет над нами власти. Мы понимаем тогда, почему церковные службы должны быть длинными и как будто монотонными. Мы понимаем, что совершенно невозможно перейти из нормального состояния нашей души, наполненной суетой, спешкой, заботами, в тот иной мир без того, чтобы сперва успокоиться, восстановить в себе известную степень внутренней устойчивости. Вот почему те, которые думают о церковных службах только как о каких-то обязательствах, которые всегда спрашивают о «минимальных требованиях» («Как часто мы должны ходить в церковь?», «Как часто мы должны молиться?»), никогда не смогут понять настоящего значения богослужений, переносящих нас в иной мир — в присутствие Самого Бога! — но переносят они нас туда не сразу, а медленно, благодаря нашей падшей природе, потерявшей способность естественно входить в этот иной мир. (о. Александр Шмеман)

Богослужебные круги – это определенная повторяющаяся последовательность богослужений. Церковь подразделяет суточный, недельный и годовой богослужебные круги.

Суточный богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии.

Все эти службы в древности совершались отдельно. Сегодня они соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное. Богослужебные сутки начинаются с вечера. Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. Литургия служится утром, перед обедом. Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

Седмичный богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

Среда и пятница – постные дни. В эти дни вспоминаются предательство Иуды и крестные страдания и смерть Спасителя. В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь и поминаются все усопшие в надежде на воскресение и жизнь вечную.

Годовой богослужебный круг – это тематическая последовательность богослужений в течение года. Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых (месяцеслов), а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Постный календарь

«Пост равен утончению», говорил о. Александр Ельчанинов. Пост утончает чувства человека, делая его доступнее воздействиям иного мира. Потому гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни. Пост без молитвы - это просто диета. Первая и основная ступень поста - воздержание от определенного состава пищи. Дальнейшие ступени касаются внутренних задач.

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти недель), три однодневных поста.

Многодневные посты. Православной церковью установлены четыре больших поста, которые должны духовно подготовить христиан к великим праздникам. Это Великий Пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост.

Великий Пост (переходящая дата). Как повествует Евангелие, перед началом проповеди Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост установлен в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.

Петров пост (переходящая дата). С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем.

Успенский пост (14 августа - 27 августа). Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Рождественский пост (28 ноября - 6 января). В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.

Сплошными седмицами называют недели, в которые отсутствует пост в среду и пятницу. Сплошных седмиц случается пять в году:

- Святки - с 7 января до 18 января,

- Неделя Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста,

- Масленица - неделя перед Великим Постом (без мяса),

- Пасхальная (Светлая) седмица - неделя после Пасхи,

- Троицкая - неделя после Троицы.

Однодневные посты – это дни строгого поста (кроме среды и пятницы). К таким дням относятся Крещенский сочельник - 18 января, накануне Крещения Господня; день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября (день памяти и гибели великого пророка Иоанна); и Воздвижение Креста Господня - 27 сентября.

Месяцеслов

Месяцеслов (или святцы) — это церковный календарь с указанием дней памяти святых, круга церковных праздников и особенностей богослужений. Месяцеслов содержит только неподвижные праздники годового богослужебного круга.